Дом-музей Сальвадора Дали в Фигейросе, Испания
Написал excellent 18 мая 2009
Дом, который построил Дали
Притулившийся одним боком к крутому берегу, дом Сальвадора и Дом сальвадора дали в испании Дали, напоминает шкатулку со множеством явных и тайных ящиков. За десятилетия, проведенные в Порт-Льигате, Сальвадор Дали и Гала превратили скромную хибару в уютный дом, производящий впечатление надежного укрытия, сверкающий белоснежными стенами и поражающий замысловатой планировкой и необычными декорациями. Дали достраивал и «перекраивал» его на свое усмотрение, чем неизменно приводил в восторг Гала.
Жена и вдохновительница мастера тоже внесла свою лепту в обустройство «гнездышка». Утром 20 сентября 1958 года Сальвадор Дали с удивлением заметил, что тропинка, которая на протяжении последних 28 с лишним лет была 5-метровой, вдруг удлинилась… на 300 метров! Чтобы сделать супругу сюрприз, Гала выкупила соседнюю оливковую рощу и распорядилась проложить в ней выбеленную известью дорожку.
Когда впервые видишь Театр-музей, вспоминается знаменитый Шалтай-Болтай Льюиса Кэррола. Правда, благодаря богатой фантазии прославленного сюрреалиста можно любоваться не одним гигантским яйцом, сидящем на стене, а целой вереницей белоснежных яиц, уютно устроившихся на кармино-красной стене, инкрустированной золотистыми караваями, и карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника – Гала.
Другой достопримечательностью внешнего облика музея является сферический купол, возведенный архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Он стал эмблемой и города, и музея.
Местом старта многочасового марафона по глубинам Театра-музея Дали можно считать кассу, где оплачивается вход. Далее следуют вестибюль и лестница, все уровни и марши которой превращены в отдельные Залы.
Театр-музей – фантасмагория пространств, где привычные пространственные ориентиры исчезают.
Зал шедевров – творения знаменитых предшественников мастера. От Эль Греко до Марселя Дюшана. “Раб” Микеланджело черного цвета.
Рю де Траян, зал Траяна, названный так в честь таблички с названием улицы, некогда похищенной Дали в Каннах.
Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает “коллекция” ящиков вмонированных художником в тело статуи.
Зал Мэй Уэст, комната-лицо, где можно полюбоваться знаменитым диваном повтояющем очертания губ самой скандальной звезды Голливуда.
Зал сокровищ, Зал рыбных рядов, Зал рисунков, Зал ожерелий, Зал поэзии Америки, Склеп, Дворец ветров.
Театр-музей, построенный в реальном пространстве – вселенная абсурда, сотканная из зыбкой ткани мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций.
Осмотр Театра-музея по единому маршруту, без возвращения в залы, в которых уже побывал, невозможен. Впрочем, в этом нет необходимости: обилие экспонатов их причудливое расположение за счет иного ракурса позволяют воспринимать уже виденное как совершенно новое. Выход же из этого транса возможен только в результате воздействия природы – художника не менее великого, чем Дали. А потому в итоге посетитель, чтобы отдохнуть и набраться сил на обратный путь, попадает в “Мир”. Но Дали не был бы Дали, если бы воспринимал отдых как простое созерцание.
“Мир” – это внутренний дворик округлой формы, по всему периметру стен которого оформлены симметричные ряды ниш, уставленных скульптурами. У находящихся в центре “сцены”, по задумке автора, должна слегка кружиться голова. Такой эффект достигается ощущением перевернутого мира – эдакого вывернутого наизнанку Колизея. Символ суетности жизни передается теснотой “сцены”. На маленьком пятачке, забитом посетителями, выставлены крупные скульптурные композиции, остальное же пространство – цементные клумбы с вечнозеленой растительностью.
Смешение стилей и эпатаж заложены в саму архитектуру Театра-музея. Номинально он имеет три этажа, но высокий первый распадается на дополнительные уровни, что фактически превращает здание в шестиэтажное. Воздвигнутый над сценой огромный стеклянный купол воссоздает атмосферу эксперимента, дом сальвадора дали в испании котором роль “подопытного кролика” отведена самому зрителю, окруженному пристальными взглядами с картин.
Сначала музей стал прижизненным памятником неординарной личности великого мистификатора и его домом. Впоследствии Театр-музей стал мавзолеем.
Покинувший наш мир 23 января 1989 года Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за “исключительный вклад в испанскую культуру”) завещал похоронить себя здесь. Его воля была исполнена. Он жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: “Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого”.
Театр-музей в Фигерасе стал последним шедевром Сальвадора Дали, своеобразным символом его творчества и даже ключом к его гениальности.
Написал excellent 18 мая 2009
Дом, который построил Дали
Притулившийся одним боком к крутому берегу, дом Сальвадора и Дом сальвадора дали в испании Дали, напоминает шкатулку со множеством явных и тайных ящиков. За десятилетия, проведенные в Порт-Льигате, Сальвадор Дали и Гала превратили скромную хибару в уютный дом, производящий впечатление надежного укрытия, сверкающий белоснежными стенами и поражающий замысловатой планировкой и необычными декорациями. Дали достраивал и «перекраивал» его на свое усмотрение, чем неизменно приводил в восторг Гала.
Жена и вдохновительница мастера тоже внесла свою лепту в обустройство «гнездышка». Утром 20 сентября 1958 года Сальвадор Дали с удивлением заметил, что тропинка, которая на протяжении последних 28 с лишним лет была 5-метровой, вдруг удлинилась… на 300 метров! Чтобы сделать супругу сюрприз, Гала выкупила соседнюю оливковую рощу и распорядилась проложить в ней выбеленную известью дорожку.
Когда впервые видишь Театр-музей, вспоминается знаменитый Шалтай-Болтай Льюиса Кэррола. Правда, благодаря богатой фантазии прославленного сюрреалиста можно любоваться не одним гигантским яйцом, сидящем на стене, а целой вереницей белоснежных яиц, уютно устроившихся на кармино-красной стене, инкрустированной золотистыми караваями, и карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника – Гала.
Другой достопримечательностью внешнего облика музея является сферический купол, возведенный архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Он стал эмблемой и города, и музея.
Местом старта многочасового марафона по глубинам Театра-музея Дали можно считать кассу, где оплачивается вход. Далее следуют вестибюль и лестница, все уровни и марши которой превращены в отдельные Залы.
Театр-музей – фантасмагория пространств, где привычные пространственные ориентиры исчезают.
Зал шедевров – творения знаменитых предшественников мастера. От Эль Греко до Марселя Дюшана. “Раб” Микеланджело черного цвета.
Рю де Траян, зал Траяна, названный так в честь таблички с названием улицы, некогда похищенной Дали в Каннах.
Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает “коллекция” ящиков вмонированных художником в тело статуи.
Зал Мэй Уэст, комната-лицо, где можно полюбоваться знаменитым диваном повтояющем очертания губ самой скандальной звезды Голливуда.
Зал сокровищ, Зал рыбных рядов, Зал рисунков, Зал ожерелий, Зал поэзии Америки, Склеп, Дворец ветров.
Театр-музей, построенный в реальном пространстве – вселенная абсурда, сотканная из зыбкой ткани мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций.
Осмотр Театра-музея по единому маршруту, без возвращения в залы, в которых уже побывал, невозможен. Впрочем, в этом нет необходимости: обилие экспонатов их причудливое расположение за счет иного ракурса позволяют воспринимать уже виденное как совершенно новое. Выход же из этого транса возможен только в результате воздействия природы – художника не менее великого, чем Дали. А потому в итоге посетитель, чтобы отдохнуть и набраться сил на обратный путь, попадает в “Мир”. Но Дали не был бы Дали, если бы воспринимал отдых как простое созерцание.
“Мир” – это внутренний дворик округлой формы, по всему периметру стен которого оформлены симметричные ряды ниш, уставленных скульптурами. У находящихся в центре “сцены”, по задумке автора, должна слегка кружиться голова. Такой эффект достигается ощущением перевернутого мира – эдакого вывернутого наизнанку Колизея. Символ суетности жизни передается теснотой “сцены”. На маленьком пятачке, забитом посетителями, выставлены крупные скульптурные композиции, остальное же пространство – цементные клумбы с вечнозеленой растительностью.
Смешение стилей и эпатаж заложены в саму архитектуру Театра-музея. Номинально он имеет три этажа, но высокий первый распадается на дополнительные уровни, что фактически превращает здание в шестиэтажное. Воздвигнутый над сценой огромный стеклянный купол воссоздает атмосферу эксперимента, дом сальвадора дали в испании котором роль “подопытного кролика” отведена самому зрителю, окруженному пристальными взглядами с картин.
Сначала музей стал прижизненным памятником неординарной личности великого мистификатора и его домом. Впоследствии Театр-музей стал мавзолеем.
Покинувший наш мир 23 января 1989 года Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за “исключительный вклад в испанскую культуру”) завещал похоронить себя здесь. Его воля была исполнена. Он жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: “Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого”.
Театр-музей в Фигерасе стал последним шедевром Сальвадора Дали, своеобразным символом его творчества и даже ключом к его гениальности.
Leave a Reply