www.KulturaMira.ru / шедевры Эрмитажа
Испанское искусство XVI—XVII веков
Коллекция испанской живописи в Эрмитаже обладает большой ценностью благодаря высокому качеству представленных в ней работ, и состоит в своем большинстве из композиций крупнейших художников Испании XVII века.
Подъем национальной культуры начинается с литературы. Уже во второй половине 16 века Испания выдвигает такого крупнейшего писателя, как Сервантес. Несколько позже выступает плеяда блестящих драматургов — Лопе де Вега, затем Тирсо де Молина и Кальдерон.
На рубеже 16 и 17 веков складывается и отмеченная яркими национальными чертами испанская художественная школа. Несмотря на то, что испанское искусство развивалось в условиях феодально-абсолютистского режима в стране, которая явилась главным оплотом феодально-католической реакции, творчество лучших его представителей в период расцвета характеризуется реализмом, народностью, ярко выраженными демократическими чертами. Те же особенности присущи всей испанской культуре «золотого века» и находят выражение в творчестве лучших представителей испанской литературы (Сервантес, Лопе де Вега).
Эти черты испанской культуры, как и самый ее расцвет, были обусловлены всем предшествующим ходом исторического развития Испании. Своеобразие этого развития определяла прежде всего реконкиста. Многовековая национально-освободительная война испанцев имела общенародный характер. Ее главной движущей силой было крестьянство, очень рано освободившееся от крепостной зависимости. Испанский народ творил свою историю в условиях жестокой борьбы с иноземными захватчиками. В этой борьбе выковывалось и крепло национальное самосознание испанского народа. Крестьяне и городские ремесленники пользовались значительными вольностями в Испании играли активную роль в общественной и политической жизни страны. В ходе реконкисты формировалась и утверждалась народная основа испанской культуры. И хотя в дальнейшем героический испанский народ был порабощен королем, дворянством и духовенством, а многочисленные народные восстания подавлялись, чувство национальной гордости, свободолюбие, искусство испании 17 века общественной активности продолжали жить в испанском народе и определили некоторые особенности испанской культуры, ее народность и демократические черты.
Эль Греко. Троица.
Блестящий расцвет испанской живописи начинается с появлением в 1576 году в Испании живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко за его греческое происхожение. Искусство Эль Греко — уникальной фигуры в истории мировой живописи, впитавшее в себя византийские традиции, достижения итальянского Ренессанса и спиритуалистическую эстетику маньеризма, порождено кризисным временем. Мир его образов, соединивший духовную экзальтацию и утонченный интеллектуализм, связан с субъективно-эмоциональной линией в искусстве Позднего Возрождения. Как ни экспрессивны в искусстве мастера композиция, рисунок, ритм, передача пространства, самым важным остается колорит, достигающий исключительной светозарности красок- в собраниях мира рядом с картинами Эль Греко другие кажутся словно потускневшими.
Тематика произведений Эль Греко обычна для его времени. Это прежде всего религиозные сюжеты, чаще всего - алтарные образа. Значительно реже он обращается к античным мифам. Он пишет много портретов и пейзажей, в основном виды Толедо.
Композиции его картин строятся на ритмическом соотношении беспокойных линий, произвольно смещающихся планов смелых ракурсов, на контрастах света и тени, внося напряжённую динамику и взволнованность. Сильно удлинённые по пропорциям фигуры в страстном порыве устремляются вверх, а низкий горизонт увеличивает их масштабы. Кажущиеся живыми деревья, скалы, небо, облака и одежды точно повторяют в неистовом трепете ритм человеческих фигур. Весь мир предстаёт как единая одухотворённая бушующая стихия, с которой человек не в силах совладать. Нервный ритм усиливается беспокойными мазками, волнообразными линиями. необычайно выпуклые формы словно находятся в непрерывном движении изменении.
Эль Греко - величайший мастер колорита, но цвет для него - не постоянный признак предмета. Он не стремится передать цветом подлинную его красоту, а старается выразить чувства, усиливая цветом состояние напряжения, устремления ввысь. Контрастные холодные и горячие краски точно находятся в состоянии напряжённой борьбы.
Эль Греко не имел последователей, его искусство в течение трех столетий было предано забвению. Открытие его в начале XX. превратилось в сенсацию. Попытки представить Эль Греко как предшественника авангардистских течений сменились в последние десятилетия более серьезным, объективно-научным подходом к его искусству, нерасторжимо связанному с породившей его художественной эпохой.
Диего Родригес де Сильва Веласкес
Веласкес. Завтрак.
Самый замечательный художник золотого испанского века - Диего Родригес де Сильва Веласкес - с 1623 года придворный живописец Филиппа IV, крупнейший представитель испанского барокко. Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. Его самобытность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon — трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами. В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо, господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос»). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов», «Христос в доме Марфы и Марии».
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом, первая поездка в Италию (1629-1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты («Вакх» или «Пьяницы», «Кузница Вулкана»), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.
Картина «Сдача Бреды» — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда — смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.
1650-е гг. — время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, инфанта Мария Тереза, инфанта Маргарита, инфант Филипп Просперо). Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV.
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины». «Пряхи». В «Менинах», картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. В столь же многоплановой по замыслу картине «Пряхи» сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.
Хусепе Рибера
Хусепе Рибера. Святой Иероним.