Архитектурные символы Испании: испания архитектура гауди Антонио Гауди
С чем у вас ассоциируется Испания? Коррида? Смуглые красавицы в кастаньетах? Фламенко? Удивительное здание, похожее не то на муравейник, не то на замок из мокрого песка, построенный мальчишкой на берегу моря? Скорее всего, со всем перечисленным.
Даже если вы не знаете, как называется это здание, оно прочно связано в вашей памяти с Испанией – точно так же, как Эйфелева башня с Парижем и Францией. Кстати, а называется оно Собор Саграда Фамилия, или Собор Святого Семейства.
Имя архитектора, создавшего это чудо, вы, скорее всего, знаете – Антонио Гауди-и-Корнет, или просто Антонио Гауди, большинство работ которого находятся в Барселоне. По признанию специалистов, именно гению Антонио Гауди этот город обязан своим современным видом.
Взлет гения Антонио Гауди.
Родился Гауди в 1852 году, в 70х годах переехал в Барселону и поступил на подготовительные курсы Провинциальной школы архитектуры, которую и окончил в 1878 году. Надо сказать, что успех и признание пришли к Антонио Гауди не сразу. Он долго работал подмастерьем, занимался мелкими работами (оградами, фонарями), безуспешно участвовал в конкурсах. Потом работал над небольшими проектами (например, к периоду раннего творчества относят Дом Висенс (Барселона), Эль Каприччо (Кантабрия), Дом Кальвет (Барселона). Что любопытно, лишь Дом Кальвет, своего рода компромисс с существующими архитектурными нормами, пользовался популярностью среди горожан при жизни мастера.
Демонтажу подверглись также и детали хоров. Они затем стали основой для сооружения галереи для певчих, размещенной по обеим сторонам предалтарной части храма. В нефе по проекту Гауди были установлены канделябры, высота которых достигала 5 м. Таким образом, задачей мастера стало создание своеобразного цоколя, предназначенного для установки колонн-восьмигранников, высота которых по плану архитектора составляла не менее 20 м.
Кафедру храма венчал огромный балдахин, на крыльях которого планировалось сделать надписи. После открытия храма местные жители стали называть кафедру не иначе как «гриб», настолько ее конструкция была похожа на. В 1970 году по распоряжению настоятеля балдахин убрали, даже несмотря на то, что уже тогда создание Гауди было объявлено национальным памятником архитектурного искусства.
Новыми элементами в композиции интерьера храма стали светильники, размещенные в главном нефе собора, а также установленные в разных частях храма различные предметы церковного обихода и мебели. Большинство из них были созданы по проектам, авторство которых принадлежит самому Антонио Гауди.
По проектам испанского мастера были изготовлены многочисленные витражи. По заказу епископа, на них были нанесены не изображения, а надписи титулов Марии. Но и такие витражи представляли собой произведения искусства. Используемые мастером различные вариации размещения цветного стекла позволили создать неповторимые по красоте детали интерьера.
Особенный интерес представляет тот факт, что при создании витражей для собора на Мальорке, накладывая стекло одного цвета на другое используя игру светового луча, мастер стремился достичь нового цветового эффекта, который родался бы в потоке света, то есть естественным путем.
Анализируя стиль архитектуры храма в Пальма-де-Мальорке, можно с уверенностью говорить о том, что Антонио Гауди остался верен своим творческим принципам. Среди них необходимо назвать следующие: уверенность в правоте своих решений, касавшихся вопросов использования тех или иных способов реконструкции здания и выбора элементов его декорирования, понимание существующего материала как естественного и пластичного, а также богатство творческого замысла и авторской фантазии как в отношении построения общей композиции, так и в создании отдельных элементов[19] .
Среди декоративных деталей, разработка стиля которых принадлежит Антонио Гауди, следует упомянуть различные надписи, например сделанные по принципу так называемой суперграфики на колокольнях Саграда Фамилиа, а также надписи на скамье парка Гуэль (прочесть которые можно только с близкого расстояния) или поручнях и ступеньках лестницы храма в Пальма-де-Мальорке.
Традиция делать надписи на поверхности деталей архитектурных сооружений была воспринята Гауди из народного творчества и культуры Каталонии. Подобная народная сакрализация обыденных понятий и предметов гармонично сочетается в произведениях Гауди с символикой, призванной обозначать стороны света. Так, например, фриз северо-западной части галереи дома Висенс украшает следующая надпись: «О летняя тень», юго-восточной – «Солнце, солнышко, приходи посмотреть на меня» и юго-западной – «Домашний очаг, да здравствует очаг любви». Все эти надписи сделаны на родном для архитектора каталонском языке (диалект района Реуса).
Народный элемент в творческой манере Гауди понимали и принимали все его заказчики. Они принимали его, наверное, потому, что всем им, несмотря на образованность и городской образ жизни, народная стихия была близкой и родной. Черты народной культуры в творчестве Гауди можно обнаружить, например, в стиле интерьера дома Кальвет.
Наряду с надписями, встречающимися в доме Кальвет, в качестве отдельной детали интерьера присутствует также и молоточек, укрепленный на одной из стен использующийся вместо звонка. Этот молоток имеет весьма сложную форму. Рукоятка его выполнена в форме греческого креста. Она ударяет по сделанному из металла насекомому. В целом композиция олицетворяет справедливость, карающую порок.
Подобная часто имеющая примитивную трактовку символика нередко наполняется в произведениях Антонио Гауди личным авторским содержанием. В связи с этим необходимо вспомнить подъемные окна большого зала дворца Гуэль. Для каждого из них мастер подобрал отдельные противовесы с тем, чтобы при подъеме каждое из окон издавало свой неповторимый звук.
Особенный интерес представляют и витражи, установленные в вестибюле епископского дворца в Асторге. Все они сложены из разноцветной смальты. Однако центральную часть стеклянной композиции составляют более толстые кусочки материала, а периферийную – тонкие.
Таким образом, по-разному преломляясь в потоке световых лучей, участки смальты создают свой собственный колорит, часто зависящий от интенсивности светового потока, что, в свою очередь, влияет на степень насыщенности и яркость красок композиции.
Не менее интересно и цветовое решение оставшейся неосуществленной скульптурной группы, предназначенной для храма, находящегося в Пальма-де-Мальорке. В данной композиции, так же как и в предыдущей, решающее значение имеет свет. Планировалось, что нимб, окружавший голову Марии, будет выполнен из мозаики, имеющей золотисто-желтый цвет, а покрывало и остальные фигуры – из полупрозрачного алебастра, сквозь слой которого можно было бы разглядеть разноцветную смальту.
Антонио Гауди был мастером с грандиозными и высокими (иногда в прямом смысле слова) устремлениями. Так, например, именно ему принадлежит предложение создать из керамической мозаики огромный герб Монсеррата и разместить его на одном из склонов горы. Кроме того, испанский мастер создал проект гигантских колоколов, которые планировалось установить в ущелье между скалами[20] .
С 1914 года Гауди оставил работу над частными заказами и целиком посвятил себя строительству храма Саграда Фамилиа. Все более углубляясь в себя, он становился более эксцентричным, свято верил в свое мессианское предназначение. Он жил отшельником в своей мастерской, расположенной на строительной площадке, и выходил только время от времени «с шапкой в руке» для сбора средств на строительство храма. В эти годы он жил только своим детищем.
Нередко Гауди, пытаясь каким-либо образом охарактеризовать и объяснить окружающим суть своего художественного метода, говорил о том, что он является последователем традиций готики и византийской архитектуры. Современники утверждают, что наиболее часто о византийской и готической традиции от Гауди можно было услышать во время возведения дома Милa и строительства собора Саграда Фамилиа[21] .
Итак, как уже отмечалось нами выше, произведения, созданные известным испанским мастером, красноречивее всяких слов говорят о связи их архитектуры со стилем «мудехар» (модерн) и традициями национального народно-каталонского зодчества. Ставшие своеобразным воплощением творческих устремлений автора-новатора, они выбивались из целого ряда идеологических установок, разработанных представителями самых разных создававшихся в то время в архитектурном искусстве направлений и течений.
Художественный метод, выработанный Антонио Гауди, на рубеже XIX–XX веков был известен только узкому кругу близких друзей, меценатов и зодчих. Не описанные в литературе художественные принципы испанского мастера в течение долгого времени оставались неизвестными европейским зодчим. Становление и развитие художественного метода Гауди происходило в тот период, когда в Западной Европе процветал стиль функционалистов и пуристов, провозвестников доминирующего начала прямой линии, прямых углов и упрощенных форм в архитектуре.
Помимо грандиозных и монументальных произведений Антонио Гауди, известны и незначительные его работы, а также ряд городских построек, авторы которых во время строительства брали консультации у великого зодчего.
Среди малых работ испанского мастера следует отметить прежде всего здание кинотеатра, получившего название «Сала Мерсе». Проект его был создан по просьбе близкого друга архитектора, художника Гранера. Главной достопримечательностью кинотеатра является фойе, росписи которого изображают сцены Ада.
Интересной и в полной мере отразившей творческий потенциал и своеобразие художественной манеры автора деталью стали билетные кассы «Сала Мерсе». Их две: в одной место кассира занимает кукла, очень похожая на кассира, сидящего в соседней кассе.
Необходимо заметить, что внесение изменений в первоначальный проект во время строительства того или иного здания с течением времени превратилось в своеобразный творческий метод Гауди. Однако так было только до того времени, когда появились целостные, выпускающиеся по принятому стандарту изделия, используемые при возведении построек их окончательной отделке.
Современные исследователи творчества Гауди и его близкие друзья не раз говорили о том, что он в буквальном смысле слова жил на строительной площадке[22]. Если другие архитекторы проводили большую часть своего времени за подготовкой проекта, стараясь тщательно выверить все данные, то Гауди, напротив, всю основную работу по доработке проекта и непосредственному возведению здания переносил на строительную площадку.
С самого начала самостоятельной деятельности обязательное присутствие на строительной площадке стало своеобразной творческой манерой Гауди. Так, во время возведения дома Висенс архитектор весь день проводил на стройке и то и дело отдавал рабочим распоряжения о демонтаже той или иной детали будущего здания.
Вмешательство Гауди в строительные дела сводилось к минимуму только в тех редких случаях, когда он сам не мог руководить работами. Так случилось во время возведения Эль Каприччио. Тогда на строительной площадке находился помощник Гауди, Касканте, предварительно получивший от мастера подробные рекомендации и обстоятельнейший план ведения работ. Говорят, Гауди, полагавшийся на точное выполнение помощником данных им рекомендаций, посетил стройку лишь однажды.
Антонио Гауди был настоящим мастером. Это признают не только рядовые любители архитектурного искусства, но и профессиональные зодчие и теоретики как минувшего века, так и нынешнего. В заключение главы хочется привести полностью раскрывающие глубину таланта Гауди слова известного французского писателя-историка Пьера Лаведана, который как-то сказал по поводу работы испанского мастера над реставрацией собора на Мальорке: «Кафедральный собор удостоился чести быть отреставрированным Гауди»[23] .
Главной заслугой Антонио Гауди современные исследователи архитектурного искусства считают то, что он смог обратить внимание как обывателя, так и человека, создающего объемно-пространственные сооружения, на природные фрмы и к тому же нашел для них место в архитектурной композиции.
Особенное значение в творческом методе испанского мастера имеет такой прием, как использование гиперболических параболоидов, гиперболоидов и геликоидов. На самом деле за столь замысловатыми названиями скрываются достаточно простые для восприятия формы.
Для того чтобы иметь представление об указанных выше формах, необходим небольшой испания архитектура гауди в геометрию. Итак, гиперболическим параболоидом называется геометрическая пространственная фигура, которая образуется при скольжении прямой по двум другим, непараллельным прямым в пространстве. При этом направляющие прямые оказываются параллельными.
Гиперболоид – это тело, получаемое при вращении гиперболы вокруг ее оси (мнимой или действительной). А геликоидом (или, как говорят математики, винтовой поверхностью) называется поверхность, которую описывает прямая линия, вращающаяся с постоянной скоростью вокруг неподвижной оси и одновременно перемещающаяся поступательно с постоянной скоростью вдоль данной оси.
Подобные пространственные фигуры и стали основой художественного метода, выработанного Антонио Гауди. При этом архитектор не просто копировал объекты природы, но и видоизменял их.
Причин тому было две: первой являлась авторская фантазия, а второй – сами заимствованные формы, которые в природе обязательно рельефны и фактурны, то есть покрыты растительностью, усыпаны камнями имеют определенный цвет.
Таким образом, копировать эти формы и без изменений помещать их в архитектурную композицию было невозможно. Именно поэтому Антонио Гауди заимствовал у природы только геометрическую форму и геометрический принцип и уже затем, дополнив природными элементами, переносил их в стиль создаваемого архитектурного сооружения.
Ярким примером использования заимствованного из природы геометрического принципа стала архитектура знаменитого барселонского собора Саграда Фамилиа.
Подобный перенос образов природы в архитектурное сооружение на рубеже XIX–XX столетий стал эпохальным и революционным для развития не только национального испанского, но и мирового зодчества. Антонио Гауди стал новатором, который без лишних теоретических рассуждений и высоких слов смог продвинуть архитектурное искусство мира на шаг вперед.
Постоянное изменение первоначального проекта также стало характерной чертой творческого метода испанского мастера. Во время строительства того или иного сооружения создавалось впечатление бесконечности творческого процесса. Казалось, что проект никогда не будет завершен, настолько часто автор вносил изменения в свой первоначальный замысел. Ярким примером тому может служить проект здания епископского дворца в Асторге. Дело в том, что он был построен без участия самого архитектора, но в точном соответствии с представленным им проектом. Однако, как известно, последний имеет существенные различия с тем, который был отправлен самим Гауди в Академию Сан-Фернандо.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что все произведения, созданные Гауди, являются результатом неустанных поисков автора на пути к созданию совершенного по архитектуре и стилю сооружения.
2. Архитектурный облик Барселоны
2.1 Архитектурное богатство Барселоны
Барселона – это воспоминание о Дон Кихоте и Колумбе, это архитектурные творения Гауди и цветные фонтаны.
Разумеется, не один Гауди создавал современную Барселону. Город знавал множество талантливых архитекторов на сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением. Кроме Барселоны Гауди, существует еще и современная Барселона, готическая Барселона, и район «Испанская деревня», в которой воплощены стили всех испанских провинций, и знаменитая Рамбла – район старой Барселоны. Но Барселона Гауди – это нечто особое, ни с чем не сравнимое. Тринадцать объектов (не всегда это здания), построенных Гауди в Барселоне, придают ей своеобразие и очарование и являются неотразимой приманкой для туристов[24] .
Столица Каталонии Барселона с населением 1,5 млн человек – средиземноморский город со своими историческими корнями, традициями и культурными связями. История города восходит ко II веку до н.э. По размерам и численности населения это второй город Испании, который бурно развивался в второй половине XIX века. В архитектурном облике Барселоны прослеживаются черты различных эпох и стилей: извилистые улочки исторического центра соседствуют со строго геометрическими кварталами современного делового центра. Сердцем города является площадь Каталунья, от которой в сторону порта и смотровой площадки у памятника Колумбу отходит бульвар Ла Рамбла. В 200-х метрах от площади на Calle Pelayo в величественном здании находится лингвистическая школа «Дон Кихот».
Недалеко от Plaza Catalanya расположена также «Интернэшнл Хаус Барселона», которая входит в организацию, объединяющую более чем 110 школ по всему миру. Школа занимает 4 этажа просторного здания имеет 25 оборудованных классных комнат, компьютерный класс с подключением к интернету, библиотеку, конференцзал, где проходят просмотры фильмов, бар-террасу для отдыха. В школе обучают испанскому языку иностранцев, а испанцев – французскому, немецкому и английскому языкам. Таким образом, в школе создана среда языкового общения.
Между площадью Каталунья и улицей Портаферисса расположена большая торговая зона с супермаркетами, магазинами и бутиками. Юго-восточнее находится так называемый Готический квартал. Он построен на месте бывшего римского поселения изобилует зданиями в стиле готики. Кроме Кафедрального Собора и дворцов, здесь еще можно увидеть остатки римских сооружений. Улица Виа Лаэтана отделяет Готический квартал от квартала Ла Рибера. Одна из его улиц, Монкада, застроена отлично сохранившимися частными дворцами. Во дворце Агиллар разместился музей Пикассо.
Барселону называют городом гениального Гауди. Его творения можно увидеть в районе Эйшампле, который начал застраиваться в последней трети XIX века. Если следовать от площади Каталунья по бульвару Пассеч де Грасия, то можно увидеть дом Каза Батльо, построенный по проекту Гауди. В этом уголке Барселоны находятся три дома, абсолютно не похожих по стилю, поэтому его называют «яблоком раздора». Чуть дальше находится еще одно известное здание Гауди – Каза Мила. Недалеко возвышается его последнее произведение: всемирно известный Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия). Еще один его архитектурный шедевр Дворец Гуэль, объявленный ЮНЕСКО достоянием человечества, находится на улице Ноу де ла Рамбла. В районе Эйшампле находятся большинство бутиков известных модельеров.
К излюбленным местам отдыха, где барселонцы любят проводить вечера, относится район Олимпийской Деревни, построенной в районе портовой зоны к играм 1992 года. Большой морской бульвар и широкая зеленая зона изобилуют кафе, ресторанами и барами.
Еще одним популярным местом отдыха является гора Монжуик, своеобразный символ Барселоны. Это сосредоточие выставок, музеев, спортивных сооружений, зон отдыха. Местной изюминкой является Фуэнте Мажика – каскад фонтанов, праздник воды, музыки и цвета. Любители попробовать различную испанскую кухню могут сделать это в Испанской Деревне, где собраны образцы региональной испанской архитектуры.
Что же касается вечерних и ночных развлечений, то особенно много музыкальных баров и дискотек на проспекте Диагональ, который словно разрезает город на две части. Более изысканные и дорогие развлечения расположены в районе площади Франческа Масья.
На бульваре Via de les Corts, проходящем параллельно проспекту Диагональ, расположена одна из крупнейших лингвистических школ Enforex. Школа занимает старинный особняк, отреставрированный под нужды современного учебного заведения. Для школьников 14–17 лет великолепную программу обучения и отдыха организует расположенный в Барселоне Университетский Центр Абат Олиба.
Барселона – город музеев. Надписи в большинстве музеев сделаны на двух языках: испанском и каталанском. Это усложняет осмотр. Однако некоторые путеводители и альбомы изданы на русском языке. Правда авторы Жорди Бонет и Арменголь снабдили текст буклета о Храме Св. Семейства терминами, в которых без специалиста не разобраться, например, «геометрическая модуляция» или выражение «распределить инертную нагрузку и умножить число активных элементов». Но сам факт издания справочной литературы на русском языке говорит о том, что русские туристы – не такая уж редкость в этих краях.
Барселонцы очень любят свой город, с удовольствием рассказывают о его многовековой истории. С большой гордостью говорят барселонцы о путешествиях Колумба, не преминув добавить, что, лишь отправившись в свое второе путешествие из Барселоны, достиг он берегов Америки. В честь этого события установлен на набережной памятник, где восемь бронзовых львов стерегут восемь бронзовых баральефов на сюжеты из жизни Колумба, а 60-метровая колонна увенчана восьмиметровой скульптурой, изображающей великого путешественника (архит. Г. Бухигас, скульптор Р. Аре). Здесь же на набережной Колумба на третьем этаже небольшого дома – квартира Сервантеса.
Свободолюбивая Каталония и красная Барселона навсегда вошли в историю борьбы с фашизмом. Отсюда от берегов Каталонии уходили корабли с испанскими партизанами, которые предпочли жить вдали от любимой родины, чем покориться фаланге Франко.
Всем, кому довелось побывать в Барселоне среди многих впечатлений и «открытий», пожалуй, самым удивительным событием является встреча с произведениями испанского архитектора Антонио Гауди. Нет того, с чем можно сравнить его постройки, игру цвета и света, неожиданные ракурсы форм, внутреннюю экспрессию каждой из них, смелое, новаторское использование традиционных строительных материалов. Ни одно его произведение не может оставить зрителя равнодушным, требует от него определенного активного восприятия.
На это, как правило, и делают ставку туристические фирмы, организующие поездки в Испанию. Практически у каждого крупного московского туроператора есть тур по обзору Барселоны с упором именно на его архитектурную сторону, созданную А. Гауди. Сюда могут входить как экскурсионные туры, так и просто обзорные экскурсии по городу в рамках общего посещения Испании. Данные об экскурсиях и фирмах можно наглядно отобразить в таблице.
Можно сделать вывод о том, что архитектурный облик и культурное наследие Барселоны весьма привлекательны для российских туристов, что учитывается туроператорами при составлении экскурсионных программ. Обзорные экскурсии по каталонской столице не обходятся без упоминания вклада в становление ее неповторимого облика великого архитектора А. Гауди.
2.2 Вклад А. Гауди в становление неповторимого облика испанской столицы
Стиль, в котором творил Гауди, традиционно относят к модерну[25]. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Творчество Гауди можно разделить на два периода – ранние постройки и постройки в стиле национального модерна (после 1900). Хронологию его построек можно выстроить следующим образом:
1883–1888 Дом Висенс, Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 году.
1883–1885 Эль Капричо, Комильяс (Кантабрия)
1884–1887 Павильны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
1886–1889 Дворец Гуэля, Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 1984 году.
1888–1894 Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона.
1889–1893 Епископский дворец в г. Асторга Кастилия (Леон).
1891–1892 Дом Ботинес, Леон.
1891–1926 Собор Святого Семейства, Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 г.
1892–1893 Миссия Францисканцев в Танжере (не построена)
1895–1898 Винные погреба Гуэля, Гараффа – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 г.
1898–1904 Дом Кальвет, Барселона
1898–1916 Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло
1900–1902 Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900–1914 Парк Гуэль, Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 1984 году.
1901–1902 Усадьба Миральяс
1904 Склады кузнечной артели Бадиа
1905 (май) Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)
1904–1906 Дом Бальо («Дом костей»), Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 2005 году.
1904–1914 Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
1906–1910 Дом Мила («Каменоломня»), Барселона – включен в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО» в 1984 году.
1909–1910 Приходская школа при Соборе Святого Семейства, Барселона
Работы Гауди в Барселоне, расположенные в хронологическом порядке, наглядно представят нам эволюцию творчества гениального архитектора, а также помогут оценить вклад архитектора в становление неповторимого облика этого города. Как уже было замечено выше и как мы можем увидеть из приведенного хронологического списка, Антонио Гауди принадлежит авторство огромного количества больших и малых произведений архитектурного искусства. Рассмотрим каждое из них подробнее[26] .
Под номером 18 на улице Каролинес, в квартале Грасия, расположено первое важное творение Гауди – дом Каза Висенс (приложение №1), построенный между 1883 и 1888 годами по заказу владельца кафельных предприятий Мануэля Висенса. Это первоначальное творение Гауди является частной собственностью, поэтому осмотреть его можно лишь снаружи.
Официально периодом создания дома Висенс является 1878–1888 годы. Однако эти цифры носят весьма условный характер. Так, известен тот факт, что Гауди подписал проект только в 1883 году. Он дошел до наших дней. Удалось сохранить также и лист с нанесенным на него ситуационным планом дома.
То обстоятельство, что заказчик являлся еще и продавцом плитки, на определенном этапе развития творчества зодчего сыграло свою роль. В дальнейшем Гауди будет проводить массу экспериментов по применению керамики в отделке сооружений разного характера.
Уже в этой первой работе мастера были намечены основные принципы его творческой манеры. Современники посчитали генеральный план здания дома Висенс неожиданным по своему архитектурно-художественному решению и оригинальным: фасад особняка располагался близко к брандмауэру и уходил внутрь сада выступами.
План здания был рассчитан так, что постройка легко вписывалась в отведенный полукруг участка. Поэтому можно в равной степени говорить о существовании одного или трех фасадов здания. Подобное архитектурное решение позволило создать настоящее произведение искусства.
Здание дома Висенс, в сравнении с другими постройками Гауди, отличается простой конструкцией[27]. Несущие стены сделаны из кирпича. Балки междуэтажных перекрытий, а также кровля – деревянные. Новым для архитектуры Испании конца XIX века стало создание подвальных помещений, перекрытия которых были собраны из кирпичных перегородчатых сводов, а кровля состояла из целого ряда выложенных из кирпича плоскостей, расположенных по наклонным деревянным балкам.
Нововведением Гауди стала также и особенная, необычная для того времени, конструкция кровли. Архитектором впервые был применен способ обхода кровли по всему ее периметру. При этом имевшиеся повороты кровли были отмечены сооруженными беседками с устроенными над ними небольшими куполами. Обход, сделанный по периметру кровли, словно продолжают обходные галереи, включенные в конструкцию третьего этажа здания. При этом все угловые повороты зафиксированы шестигранными балконами.
Анализируя архитектуру дома Висенс, видимо, нужно говорить об эклектизме традиций и одновременно способов выражения персонального авторского замысла. Композиция здания дома Висенс построена на необычайно остром конфликте. Ярким примером тому может служить очевидное противоречие: видимому устремлению всего сооружения вверх противопоставлены ярко выраженные и потому отяжеляющие здание горизонтальные линии двух первых этажей.
Как известно, дом Висенс подвергался многочисленным перестройкам. А потому судить сегодня о масштабах авторского замысла не приходится. Но и сейчас дом Висенс признан одним из красивейших сооружений Барселоны.
Здания усадьбы Финка Гуэль (приложение №2), расположенные на проспекте Педралбес – это первая из работ Гауди, выполненных по заказу мецената, который в дальнейшем станет его большим другом. Имя Эусеби Гуэля, выдающего деятеля тех времен, принадлежавшего к классу крупной буржуазии, остается неразрывно связанным с именем Гауди.
В 1883 году дон Эусебио Гуэль решил выкупить большую усадьбу, располагавшуюся недалеко от Барселоны. В 1897 году селение, в котором находилась усадьба, стало одним из районов города. На территории этой усадьбы Антонио Гауди и выстроил по заказу ее владельца ряд сооружений, в числе которых дом привратника, конюшня, манеж, ограждение и ворота, а также смотровые площадки. Исследователи ограничивают период строительства усадьбы 1884–1887 годами.
Несмотря на многочисленные переработки, архитектура арки сохранила черты, присущие стилю испанского мастера. Среди прочих можно назвать следующие детали, демонстрирующие творческую манеру Гауди: ребристое навершие, имеющее сложную форму, верхний сегмент арки, сдвинутый вверх и раздвинувший контрфорсы, завершающиеся элементами, похожими на пинакли.
Архитектор выступает как истинный мастер сочетания разнообразных форм и красок. Произведение целиком строится на своеобразной игре истинных и декоративных арок, цветового контраста (в качестве примера могут служить используемые автором сочетания необлицованного кирпича и белой и зеленой керамической плитки), свойственной для творческой манеры Гауди «биологичности» вводимых в композицию форм[28] .
Особенный интерес в усадьбе Гуэль представляет подъездной путь, сооружения которого образуют самостоятельный по содержанию и стилю комплекс. Несомненно, он является частью общей архитектурной композиции усадьбы. Но вместе с тем это и отдельное произведение искусства, также построенное на конфликте и состоящее (как и должно быть у Гауди) из сочетания несочетаемых частей (так называемые ворота Дракона, дом привратника и конюшня). Деталь головы дракона, украшающего ворота усадьбы Гуэль.
Архитектура усадьбы Гуэль примечательна тем, что при ее создании мастер последний раз в своем творчестве использует элементы искусства «мудехар». Среди последних можно указать такие: ложные арки, вход в которые закрыт рядами кирпичной кладки, резная штукатурка, подобно коврам украшающая стены построек, а также решетки, маскирующие окна.
Ворота несут не менее важную, чем павильоны, стилистическую и содержательную нагрузку в архитектурной композиции усадьбы Гуэль. Рисунок решетки ворот появился в 1885 году, и спустя некоторое время ее выковали в мастерской Вальета и Пикера. Одна из створок ворот навешена на железный стержень. Нижняя ее часть – это простая решетка, собранная из тонких стержней, украшенных металлическими пластинами и прикрепленными к ним выкованными бутонами роз. В верхней же части располагается фигура дракона, удерживаемого цепями. Сделанный из железа рисунок тем не менее отличается изысканностью и одновременно конструктивностью. Так, тело дракона образуют волнистая железная ось и нервюры, к которым крепится проволочная сеть, а хвост и шею – круглые в сечении и закрученные в спирали железные прутья.
Строительство усадьбы Гуэль привлекло внимание испанцев к Гауди. Так, в мае 1885 года в барселонской газете «Эль Коррео Каталан» появилась статья, посвященная архитектуре усадьбы и отдельно – воротам. Репортер писал о том, что это были «великолепные ворота из железа, спроектированные архитектором господином Гауди для сада в Сарриa, на которых изображен, в соответствии с легендой, дракон, охраняющий вход, расположенный в конце длинной дороги, ведущей в заколдованный сад»[29] .
В настоящее время в усадьбе размещается Кафедра Гауди Университета Барселоны.
Пышный особняк Палау Гуэль (приложение №3), расположенный на улице Ноу де ла Рамбла, был построен между 1886 и 1888 годами по заказу графа Эусеби Гуэля. Это первый образец того стиля, который в дальнейшем будет отличать архитектурные работы Гауди: игра с колоннами, параболические арки, своды, обилие различных материалов и техника «тренкадис» (использование битой керамики) на трубах на крыше.
Рассказывают, будто в первый день после завершения строительства здания мимо дворца шел неизвестный. Увиде величественную постройку, он остановился и воскликнул: «Какая странная и необычная вещь!» Слышавший эти слова Гуэль тогда сказал: «Теперь он мне нравится больше». Вероятно, даже сам заказчик, дон Эусебио Гуэль, нередко задумывался над тем, насколько оправданной является творческая свобода автора сооружения. На самом деле дворец Гуэль стал в то время самой необычной постройкой в городе. Необход